Спасительные дни Великого Поста завершаются Великим Двунадесятым праздником Входа Господня в Иерусалим.
28 апреля 2024 года в храме Святителя Стефана Пермского в Южном Бутово в воспоминание этого события были совершены ранняя и поздняя Божественные Литургии, а накануне всенощное бдение.
Этот праздник приближает нас к Празднику Праздников – Светлому Христову Воскресению. Однако впереди – богослужения Страстной седмицы, когда Церковь вспоминает вольные страсти Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.
Значение праздника
За неделю до Святой Пасхи Церковь празднует Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресение. Это событие описывают все четыре евангелиста как одно из главных в земной жизни Спасителя.
Сотворив накануне чудо воскрешения Лазаря, Христос совершает торжественное вхождение в Иерусалим. Новость о произошедшем чуде воскрешения человека, пробывшего во гробе уже четыре дня, мгновенно разнеслась по иерусалимским пределам, и народ восторженно встречал Христа, громко восклицая: «Осанна (Спасение) Сыну Давидову! Благословен Грядущий (Приходящий) во имя Господне!»
Люди срезали пальмовые ветви и постилали их вместе со своими одеждами под ноги Въезжавшему в Святой град – так в Древнем Израиле встречали только царей и победителей.
Но не для славы пришел Господь накануне еврейской Пасхи в Иерусалим, а для того, чтобы претерпеть Крестную смерть для спасения людей.
История празднования
По традиции Святого Града, существовавшей еще до Х в., в этот праздник вечером происходит торжественное шествие с пальмовыми ветвями из Вифании в Иерусалим.
На Руси верующие идут в храм на вечернее праздничное богослужение с веточками вербы. Этим растением заменяют пальмовые ветви, которые не растут в наших краях. Верба раньше всех распускается весной, ею сама природа возвещает нам победу жизни над смертью как образ Воскресения Христова. Отсюда появилось другое название праздника – Вербное воскресение. Вербу освящают накануне праздника на вечернем богослужении, после чтения Евангелия. Освященные веточки вербы уносят домой и хранят в святом углу рядом с иконами.
В праздник Входа Господня в Иерусалим делается послабление в пище: на трапезе разрешается рыба.
Тропарь, глас 1
Общее воскресение прежде Твоея Страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: Осанна в вышних! Благословен Грядый во имя Господне!
Кондак, глас 6
На престоле на Небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, Зовущих Ти: Благословен еси, Грядый Адама воззвати.