Слово в День заботы о Божием творении

3.09.2023

3 сентября 2023 года, в День особой молитвы о Божием творении, в храме Святителя Стефана Пермского в Южном Бутово была совершена Божественная литургия и молебен о сохранении творения Божия. Сегодня Святая Церковь чтит память апостола от 70-ти Фаддея, мученицы Вассы со чадами и собор всех Московских святых.

«Дорогие братья и сестры!

Сегодня по благословению Священноначалия будет служиться особый молебен о сохранении Божиего творения. Этот день посвящен заботе о творении Божием. Когда этот церковный праздник был установлен, у кого-то он вызвал недоумение. На первый взгляд может показаться, какое отношение это имеет к Церкви?

В этот день читается особое Евангелие. Бог Отец сравнивается с Хозяином виноградника, и Он об этом винограднике заботится. Создает ограждение, устраивает внутри все необходимое, чтобы это место процветало, нанимает туда работников. Если мы посмотрим на другие примеры из Евангелия, мы увидим, что Господь Себя сравнивает с Пастырем (Пастухом), который заботится о стаде овец. Эта забота не спустя рукава, а действительно очень глубокая и деятельная. Такие примеры служат для нас ориентиром и основанием для того, чтобы мы заботились не только друг о друге, не только о других людях (они, может быть, и не входят в число верующих, но требуют нашей любви и заботы), но обо всем Божием творении.

Первое, что некоторым приходит на ум: «Ну вот, опять экологическая инициатива». Есть точки соприкосновения со светскими движениями. Но мотивация очень разная. Когда Бог творит мир, то каждый творческий день Он заканчивает словами, что все сотворенное – «хорошо». А когда творческие дни завершаются, Он говорит, что все творение «хорошо весьма». Это превосходная степень «хорошести», это было максимально хорошо.

В своей жизни мы порой недоумеваем, как нам совершать свое христианское служение, что мы должны делать? У нас с Вами необычные примеры перед глазами. Мученики, которые страдали. Преподобные, которые уходили в пустыню и совершали удивительные подвиги. Кто-то постился, кто-то молился на столпе. Мы понимаем, что, как жители XXI века, мы от таких подвигов далеки, нам подойти к ним сложно, иногда даже помыслить их сложно. Каждой эпохе и каждому времени присуще что-то свое. Мы, смотря на такой подвиг, видим – не подходит он нам. Что же мы можем сделать? Например, принимать участие в таких инициативах, которые сейчас Церковь благословляет и Своей молитвой освящает. Так мы уподобляемся Богу как Творцу. В этих крошечках и крупиночках, в малом, что мы можем сделать, и есть христианство – в виде заботы.

Мы заботимся о красоте, которую даровал нам Господь. Очень легко можно перейти к потребительскому отношению и уже не замечать, что мы делаем. Кто-то где-то кинул, бросил, сломал, и тот мир, который Бог сотворил «хорошим весьма», превращается в пустыню, выцветшую и блеклую, в которой нам самим неприятно жить. И когда мы совершаем свою неприятную жизнь в этом месте, мы сами наполняемся унынием, и наша жизнь теряет смысл. Когда мы выходим с заботой, изливающейся на все творение, краски возвращаются в эту картину, она становится более объемной, более близкой нам. Мы это понимаем и начинаем беречь. Этот мир, согласно Откровению Иоанна Богослова будет преображен. Если это так, то наша задача не относиться к нему спустя рукава или, как в советском мультфильме говорил герой, «и так сойдет». Наша задача каждому в свою меру этот мир помогать украшать. Кто-то проявляет заботу в виде экологических инициатив.

Сегодня группа наших прихожан едет в «Немузей мусора», чтобы узнать, какая бывает сортировка, что мы можем сделать. Часто люди заботятся и о бездомных животных. У нас в подъезде оказался кот, очень красивый пушистый. И я вижу, как жильцы начали о нем заботиться. Кто-то еды принес, кто-то подстилку. Можно было бы сказать: «Забудьте про него, это всего лишь животное бессловесное. Ну какие у него страдания?» Но даже здесь чья-то любовь излилась на этого бедного, абсолютно домашнего кота, который оказался в непростой ситуации. Давайте постараемся увидеть и в заботе об окружающем мире тоже христианское измерение. И пусть Евангелие служит нам в этом примером, где говорится, что Господь заботится о мире. Если заблудится одна из девяноста девяти овец, пойдет ли Пастырь ее искать? Да, Господь высоко ценит даже одну овцу. Кто-то другой мог бы сказать: «Да у меня еще девяносто девять овец, мяса много, а шерсти еще больше. Если и заблудится, как-нибудь там справится». А Господь так не делает! Конечно, это символы, но посмотрите, на каком основании они строятся.

Проявляя сознательность, мы делаем наше важное христианское дело и действие. Наверное, это станет одним из важных христианских действий в XXI веке, в том веке, когда мы путаемся и пугаемся, и порой не понимаем, как нам наше христианство реализовывать. Я думаю, в Средние века и золотой век монашества, были оправданы другие пути. И сейчас есть люди подвижнической жизни, но это особое призвание. Не каждый может это понести. А наше призвание – делать вроде бы маленькое, но очень ценное дело заботы о том, что есть рядом с каждым из нас. И если мы будем это делать, как в словах Литургии святителя Василия Великого мы молимся, чтобы Господь благословил это творение, «венец благости» Своей, то станем частичками Тела Господа, которые участвуют в этом освящении, и в этом исцелении, и в этом украшении. Тогда мы действительно послужим Господу, и эта служба наши сердца возвеселит. Мы уже не будем чувствовать себя безучастными, отстоящими вдалеке, но мы будем чувствовать себя внутри процесса Божественной заботы о мире».