Рождество Христово!

7.01.2019

  6 января (24 декабря по ст.ст.) 2019 года в храме свт. Стефана Пермского в Рождественский сочельник были отслужены праздничные богослужения – Литургия свт.Василия Великого, Великая вечерня и Всенощное бдение.
        Богослужение возглавил настоятель храма протоиерей Владимир Ковтуненко. Ему сослужил клирик храма иерей Димитрий Самсонов.
        Особую торжественность всем этим богослужениям придавали песнопения хора, которым руководил регент Алексей Ратников.
       Это необычные богослужения, у них очень интересные церковные традиции.
        Вечерня, которая обычно следует за часами, непосредственно начинает празднование, потому что, как мы знаем, литургический день начинается с вечера. Тон праздника задается пятью стихирами на «Господи воззвах…»
        Они – поистине взрыв радости о даре Христова воплощения, которое совершилось ныне. Восемь библейских чтений показывают, что Христос явился исполнением всех пророчеств, что Его Царство – Царство «всех веков», что вся человеческая история обретает в Нем свой смысл, а центром Его прихода в мир была вся вселенная.

      Литургия св. Василия Великого, которая следует за Вечерней, в прошлом была крещальной литургией, за которой катехумены (готовящиеся ко Крещению) принимали Крещение, Миропомазание и становились членами Церкви – Тела Христова. Двойная радость праздника – для новокрещеных и прочих членов Церкви – выражена в прокимне дня:

      Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя. Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли.

         В конце службы священник выносит на середину храма зажженную свечу и в окружении прихожан запевает тропарь и кондак праздника:

Рождество Твое, Христе Боже наш,

Возсия мирови свет разума.

В нем бо звездам служащии звездою учахуся

Тебе кланятися, Солнцу правды,

И Тебе ведети с высоты Востока.

Господи, слава Тебе!

         Поскольку праздничная Вечерня уже была отслужена, Всенощное бдение начинается с Великого повечерия и радостного возгласа пророка Исаии: «С нами Бог!»
         Утреня совершается по чину великих праздников. На ней впервые полностью поется канон «Христос раждается…» – один из самых красивых канонов в православном богослужении. Во время пения канона верующие прикладываются к иконе Рождества Христова. Далее следуют стихиры на Хвалитех, в которых радостно соединяется вся праздничная тематика:

Веселитеся, праведнии,

Небеса, радуйтеся,

Взыграйте, горы, Христу рождшуся!

Дева сидит, херувимом подобящися,

Носящи в недрех Бога Слова воплощенна;

Пастырие Рожденному дивятся,

Волсви Владыце дары приносят,

Ангели воспевающе глаголют:

Непостижиме Господи, слава Тебе!

         Заключает празднование Рождества Христова непосредственно Литургия дня с ее праздничными антифонами, которые возвещают:

             Жезл силы послет Ти Господь от Сиона, и господствуй посреде врагов Твоих. С Тобою начало в день силы Твоея во светлостех святых Твоих.

             7 января ( 25 декабря по ст.ст.) в храме свт. Стефана Пермского были отслужены две Божественные Литургии в честь празднования Рождества Христова. Богослужение возглавил настоятель храма протоиерей Владимир Ковтуненко. Ему сослужил клирик храма иерей Димитрий Самсонов.
           По окончании Литургии настоятель храма протоиерей Владимир Ковтуненко прочитал Послание Святейшего Патриарха  Кирилла в связи с празднованием Рождества  Христова.
            По завершении богослужения настоятель храма вместе с клиром и прихожанами пропел тропарь, кондак и величание Рождеству Христову.

Значение праздника Желая спасти человеческий род, Бог стал Человеком и вошел в человеческую историю. Господь Иисус Христос,Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы
Марии в царствование императора Октавиана Августа в иудейском городе Вифлееме.
В то время император повелел сделать всенародную перепись по всей империи, к которой
относилась тогда и Палестина. Для переписи люди должны были идти в те места, откуда
они были родом. Поэтому Дева Марияи праведный Иосиф, как происходившие от
рода царя Давида, пришли в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список
подданных кесаря. В Вифлееме они не нашли ни одного свободного места в гостиницах.
В пещере, служившей загоном для овец, среди сена и соломы для корма и подстилки скоту,
в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства,
родился Богочеловек, Спаситель мира. Родившийся смиренный Богомладенец был прославлен
ангелами, пастухами и иноземными мудрецами,чудесным образом узнавшими о Его рождении
и пришедшими поклониться Ему. Вслед за ними это великое событие человечество торжественноотмечает 7 января (25 декабря по старому стилю).

Рождество Христово называют «матерью всех праздников».Его значение столь велико, что даже ход новой истории и летосчисление мы ведем от Рождества Христова. День, предшествующий рождественской ночи, называется Сочельником, по названию постного блюда этого дня – сочива, приготовляемого из меда и пшеницы. До захода солнца и появления первой вечерней звезды, согласно древней церковной традиции, было принято ничего не вкушать, подражая
волхвам, претерпевшим многие лишения на пути к Рожденному Царю, а также пастухам, ночью
охранявшим свои стада и первым принявшим весть о рождении Божественного Младенца.
Двенадцать дней от Рождества до Крещения Господня называются Святками, то есть святыми днями, в честь прихода в мир Спасителя. В эти дни люди издревле стремились принести
друг другу радость: вручали подарки, приглашали гостей, рассказывали сказки и загадывали загадки, катались на санях и зажигали костер, который своим огоньком в темноте
зимней ночи символизировал Вифлеемскую звезду. Родители рассказывали детям о том, как волхвы пришли поклониться новорожденному Спасителю мира и принесли ему дары.
Начиная с Петровской эпохи, в домах стали украшать рождественскую елку – символ неувядающей жизни, устраивали вертеп (подобие рождественской пещеры), ходили прославлять
родившегося Христа особыми песнями – колядками.
Христианам следует всячески беречь святость этих дней и вечеров, не нарушая ее гаданиями и другими суеверными обычаями, заимствованными от язычников, ведь гадание
Церковь относит к числу тяжких грехов.

Облечемся в дела любви и милосердия, и тогда Свет Христов возсияет всем нашим близким, друзьям, знакомым и родственникам!