Вход Господень во Иерусалим

18.04.2022

17 апреля 2022 г.

«Благословен грядый во имя Господне!»

Спасительные дни Великого Поста завершаются Великим Двунадесятым праздником Вход Господень в Иерусалим.

В  храме свт. Стефана Пермского в Южном Бутове  в воспоминание этого события были отслужены Всенощное бдение и Божественная Литургия.

Этот праздник приближает нас к Празднику Праздников – Светлому Христову Воскресению. Но впереди еще спасительные службы Страстной седмицы, когда Церковь будет вспоминать вольные страсти Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.

Не забудем слова молитвы, возносимые Святой Православной Церковью в этот День: «Сподоби и нам во псалмах и пениих духовных душами чистыми и нескверными усты прославити вся величия Твоя в праздник сей и во всю седмицу страсти Твоея и неосужденно достигнути и причаститися Божественныя радости Святыя Пасхи в пресветлые дни Живоноснаго Воскресения Твоего, да воспоем и прославим Твое Божество вкупе со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь».

 

Тропарь, глас 1

Общее воскресение / прежде Твоея Страсти уверя , / из ме ртвых воздвигл еси Лазаря, Христе Бо же. / Темже и мы, я ко отроцы победы знамения носяще, / Тебе победителю смерти вопием: / Оса нна в вышних! / Благословен Грядый во имя Господне!

 

Кондак, самогласен, глас 6

На престоле на Небеси , / на жребяти на земли носимый, Христе Боже, / Ангелов хваление / и детей воспевание приял еси , Зовущих Ти: / Благословен еси , Грядый Адама воззвати.

 

Величание

Величаем Тя, / Живодавче Христе , / осанна в вышних, / и мы Тебе вопием: / Благословен Грядый во имя Господне!

 

История празднования

По традиции Святого Града, существовавшей еще до Х в., в этот праздник вечером происходит торжественное шествие с пальмовыми ветвями из Вифании в Иерусалим.

На Руси верующие идут в храм на вечернее праздничное богослужение с веточками вербы. Этим растением заменяют пальмовые ветви, которые не растут в наших краях. Верба раньше всех распускается весной, ею сама природа возвещает нам победу жизни над смертью как образ Воскресения Христова. Отсюда появилось другое название праздника – Вербное воскресение. Вербу освящают накануне праздника на вечернем богослужении, после чтения Евангелия. Освященные веточки вербы уносят домой и хранят в святом углу рядом с иконами.

Вербное воскресение всегда бывает Великим Постом, однако в этот день делается послабление в пище: на трапезе разрешается рыба.

 

Значение праздника

За неделю до Святой Пасхи Церковь празднует Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресение. Это событие описывают все четыре евангелиста как одно из главных в земной жизни Спасителя.

Сотворив накануне чудо воскрешения Лазаря, Христос совершает торжественное вхождение в Иерусалим. Новость о произошедшем чуде воскрешения человека, пробывшего в гробнице уже четыре дня, мгновенно разнеслась по иерусалимским пределам, и народ восторженно встречал Христа, громко восклицая: «Осанна (Спасение) Сыну Давидову! Благословен Грядущий (Приходящий) во имя Господне!».

Люди срезали зеленые пальмовые ветви и постилали их вместе со своими одеждами под ноги Въезжавшему в Святой град – так в Древнем Израиле встречали только царей и победителей.

Но не для славы пришел Господь накануне еврейской Пасхи в Иерусалим, а для того, чтобы претерпеть Крестную смерть для спасения людей.

 

Из Послания к Филиппийцам святого апостола Павла (4:4-9)

4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.

5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.

6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,

7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.

8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.

9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, – и Бог мира будет с вами.

 

Из Евангелия от Иоанна (12:1-18)

1 За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.

2 Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.

3 Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.

4 Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:

5 для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?

6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.

7 Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.

8 Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.

9 Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.

10 Первосвященники же положили убить и Лазаря,

11 потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.

12 На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим,

13 взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!

14 Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:

15 «Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле».

16 Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему.

17 Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.

18 Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.