Святое Богоявление

20.01.2018

19 января 2018 года.

«Явлейся, Христе Боже, и мир просвещай, Слава Тебе!»

В двунадесятый великий праздник Богоявления Господня в нашем храме были отслужены службы Крещенского сочельника, Великая вечерня и повечерие Богоявления и Божественная Литургия. Богослужение возглавил настоятель храма протоиерей о. Владимир Ковтуненко.

Необыкновенная красота богослужения дополнялась вдохновенными распевами хора под управлением регента Алексея Ратникова.

Настоятель храма протоиерей о. Владимир Ковтуненко обратился к прихожанам с проповедью, в которой поздравил всех прихожан с Праздником Богоявления(Крещения Господня) и особо подчеркнул, что Господь наш Иисус Христос взял на себя наши грехи, чтобы каждого из нас спасти, чтобы каждый обрел Царствие Божией благодати в вечной жизни. Батюшка пожелал всем прихожанам крепости духовных и телесных сил и неукоснительного стремления к выполнению воли Божией о каждом из нас, потому что Господь возжелал спасти нас, несмотря на то что мы повсечасно нарушаем Его Заповеди, искажаем образ Божий в себе. Но сегодняшний Праздник дает нам великую надежду, что с Богом мы сможем преодолеть самые тяжкие свои немощи и наследовать Царствие Божие, которое Он нам уготовал от сложения мира.

По окончании Литургии настоятель храма протоиерей о. Владимир Ковтуненко совершил чин Великого освящения воды и вместе с прихожанами пропел тропарь, кондак и величание Праздника.

О Богоявлении (Крещении Господнем).

Празднование Крещения Господня совершается 19 (6 по старому стилю) января.

В Крещенский сочельник (день накануне праздника Богоявления) принято строго поститься в

знак покаяния в грехах. Сочельником этот день назван ради обычая вкушать в вечернее время (после появления первой звезды) постное блюдо – сочиво, приготовляемое из пшеницы и мёда.

Чин великого освящения воды получил свое начало в Иерусалимской Церкви, где в день празд-

ника все выходили на реку Иордан для освящения воды в воспоминание Крещения Спасителя.

На Руси этот обряд совпадает с приходом морозов ,оттого имеет свою особенность: освящение воды в реках и водоемах совершается в специально сделанных прорубях, именуемых иорданью.

Суеверием является убеждение, будто само по себе (без покаяния и Исповеди) погружение че-

ловека в иордань (прорубь) дарует ему отпущение всех грехов.

Языческий обычай гадать в Крещенский сочельник (равно как и гадание вообще) Церковь от-

носит к тяжким грехам против Бога.

Крещение, или Богоявление – праздник, установленный в воспоминание Крещения Иису-са Христа пророком Иоанном Предтечей в водах реки Иордан.

Богоявлением этот праздник именуется потому, что при Крещении Спасителя людям открылась великая тайна Святой Троицы: Бог Отец возвестил с Небес о Сыне, Бог Сын крестился в свя- щенной реке Иордан, а Дух Святой сошел с Небес на Христа в виде голубя, о чем свидетельствуют все евангелисты (Мф. 3:13- 17; Мк. 1: 9-11; Лк. 3: 21-22; Ин. 1: 33-34).

С этого момента начинается открытое служение Господа Иисуса Христа делу спасения человеческого рода, о чём вспоминает Церковь во время праздника Крещения Господня. Креститель Господень Иоанн принял от Бога повеление крестить, то есть погружать в воду, иудейский народ в знак покаяния.

Христос принял Крещение не потому, что имел нужду в покаянии или очищении. Погружаясь в воду вместе с грешными людьми, Он выразил желание взять на Себя их грехи и даровать им спасение.

В воспоминание этого события Церковь ежегодно совершает великое освящение воды. Оно совершается дважды: накануне праздника Богоявления и в сам день праздника после Божественной литургии.

Существует ошибочное мнение, будто бы освящаемая в эти дни вода различна: та – богоявленская иорданская, а эта – крещенская. На самом деле освящение воды в обоих случаях совершается одним и тем же чином, поэтому различать благодатность освящаемой в Крещенский сочельник и сам праздник Богоявления воды не следует.

Крещенская вода называется агиасмой, что в переводе с греческого языка означает святыня. Благочестивые люди бережно сохраняют ее в течение всего года, пьют ее и окропляют жилища.

О КРЕЩЕНСКОЙ ВОДЕ

Праздник Крещения Господня называют еще Богоявлением – потому что в этот день Бог явил Себя как Троица.

Другое название этого праздника, которое мы встречаем в богослужебных книгах – Просвещение. Господь, явившись на Иордане, просветил весь мир Собой. Ну, а самое известное событие, связанное с этим праздником, ежегодно совершающееся в православных храмах – освящение воды.

Освящать воду на праздник Крещения в Церкви принято с V века. Причём в богослужебных текстах мы встречаем упоминание о том, что «днесь вод освящается естество» – то есть освящается вся вода, во всём мире. Но освящается не сама по себе – а именно потому, что по всему миру в этот день Церковь совершает древний чин.

Крещенская вода, как известно, обладает особыми свойствами. В первую очередь, это свойства духовные. В молитве на освящении воды мы просим, чтобы всем, пьющим эту воду и окропляющимся ею, Господь послал «освящение, здравие, очищение и благословение».

Эта вода не портится в течение всего года, в отличие от обычной воды, которая через некоторое время становится непригодной для питья. О данном чуде свидетельствует еще святитель Иоанн Златоуст: «Происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей».

Впрочем, и крещенская вода может зацвести – в ней, как и в любой воде, продолжают существовать живые микроорганизмы. В таком случае её следует вылить в непопираемое место. Не нужно видеть в этом какое-то предвестие несчастий. Однако, возможно, стоит задуматься – не показывает ли таким образом Господь, что нам необходимо что-то исправить в жизни?

Люди, настроенные атеистически, нередко пытаются объяснить чудесные свойства Крещенской воды естественными причинами. Например, говорят, что вода не портится, так как священник погружает в неё серебряный крест, и она тем самым ионизируется. По этому поводу есть такая, можно сказать, православная задачка: «Сколько ионов серебра содержится в литре освященной крещенской воды, если освящение проводилось в проруби, вырубленной во льду Волги, в месте, где ширина реки достигает километра, глубина — десяти метров, скорость течения — 5 км/час, а крест, которым деревенский батюшка освящал воду — деревянный?». Ответ очевиден.

В советское время люди, жившие далеко от храмов, в день Крещения набирали воду из-под крана или из реки. И, так как в этот день освящается вся вода на Земле – по вере этих людей Господь и такой воде подавал духовные свойства.

В русской традиции вода освящается два раза – в Крещенский сочельник и в день Крещения. Оба раза чин освящения совершенно одинаковый – поэтому нет никакой разницы между водой, освящённый накануне и в самый день праздника. Также совершенно неважно, в каком храме взята вода – её святость, как и святость любого церковного таинства, не зависит ни от совершающего священника, ни от древности храма. Поэтому уж настоящим язычеством является мысль о том, что «вода в семи храмах сильнее», или подобные этому рассуждения, которые, к сожалению, приходится встречать.

Крещенской воды нужно брать столько, сколько необходимо – чтобы хватило на весь год. При этом важно помнить, что эта вода – святыня, и её не следует добавлять в обычную пищу и уж тем более в ванную.

Крещенскую воду принято пить натощак.

Отдельно следует сказать о традиции купания на праздник Крещения. Традиция эта поздняя, появилась уже в постсоветское время. И, конечно же, нельзя проводить параллель между крещенским купанием и Таинством Крещения. Это купание не «смывает грехи» и вообще не является духовно важным. Если человеку очень хочется зимой залезть в воду – что ж, Церковь не препятствует этому. Но нельзя забывать и о возможных последствиях этого. И, разумеется, нельзя купаться на Крещение в нетрезвом виде – это не только опасно, но и просто кощунственно.

Несравненно важнее в этот день побывать на богослужении, подготовиться к таинству Причастия, обратить внимание на свою духовную жизнь – словом, провести праздник как подобает христианам.

Крестившийся в Иордане Господь да даст всем нам здравия – телесного, душевного и – самое главное – духовного!