Сретение Господне

15.02.2020

Сретение Господне

В храме святителя Стефана Пермского 15 февраля были отслужены Всенощное бдение и
Божественная Литургия в празднование двунадесятого праздника Сретения Господня.
Праздничные Богослужения возглавил настоятель храма протоиерей Владимир
Ковтуненко. Ему сослужил клирик храма иерей Димитрий Самсонов.
Хор под управлением регента Алексея Ратникова исполнил праздничные
богодухновенные песнопения.
Настоятель храма протоиерей Владимир Ковтуненко прочитал Послание Святейшего
Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в связи с празднованием Дня православной
молодежи, который отмечается в эти дни:

Дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю всех вас со светлым праздником Сретения Господня, к которому по
установившейся традиции приурочено празднование Дня православной молодежи.
Ныне мы молитвенно вспоминаем евангельское событие: встречу праведного старца
Симеона с принесенным в Иерусалимский храм Иисусом. Старец встречается с
Младенцем, ветхое с новым, человек с Богом.
Такая встреча важна для каждого из нас, ибо все мы нуждаемся в опыте личного,
таинственного и благодатного общения со своим Творцом. Размышляя о Боге, люди
зачастую склонны представлять Его либо неумолимым судьей, порицающим и
наказывающим нас, либо некой абстрактной высшей силой, безучастной и бесконечно
далекой от наших чаяний и молитв. Оба этих воззрения неверны.
Христиане же знают другого Бога: любящего и сострадающего, милующего и
прощающего, пришедшего на землю для того, чтобы возвестить людям Евангелие и
совершить дело спасения. Взяв на Себя грехи всего человечества, Он принимает муки и
восходит на крест, Своим тридневным Воскресением побеждает смерть и открывает врата
рая всем живущим по вере. Многовековой опыт Церкви свидетельствует, что именно
такая встреча и с таким Богом важна и желанна для всякой человеческой души, в
особенности же для души юной, молодой.
Да ниспошлет Господь крепость сил, разум и ведение (Ис. 11:2) всем ожидающим этой
главной встречи в жизни, всем, обретшим радость общения с Небесным Отцом и
следующим за Ним по пути спасения.

Призываю на вас благословение Христово.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
По окончании Богослужения духовенство храма и прихожане спели Величание празднику.

СКАЗАНИЕ О СРЕТЕНИИ ГОСПОДНЕМ

В изложении святителя Димитрия Ростовского

По прошествии сорока дней после рождества Господа нашего Иисуса Христа, и по
исполнении дней законного очищения, Пречистая и Преблагословенная Дева Матерь,
вместе со святым Иосифом обрученником, пришла из Вифлеема в Иерусалим ко храму
Божию, принеся сорокадневного младенца Христа для исполнения закона Моисеева. По
сему закону нужно было, во-первых, по рождении очиститься чрез принесение Богу
подобающей жертвы и чрез иерейскую молитву, – и, во-вторых, нужно было поставить
пред Господом первородного младенца и сделать выкуп за него установленною ценою
(Лев.12:7). Так было повелено Господом в Ветхом Завете Моисею, у которого в книгах о
законе очищения матери пишется так: «Если женщина зачнет и родит младенца
мужеского пола, то она нечиста будет семь дней; в восьмый же день обрежется у него
крайняя плоть его: и тридцать три дня должна сидеть, очищаясь от кровей своих; ни к
чему священному не должна прикасаться и к святилищу не должна приходить, пока не
исполнятся дни очищения ее. По окончании дней очищения своего, она должна принести
однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех. Если
же она не в состоянии принести агнца, то пусть возьмёт двух горлиц или двух молодых
голубей, одного во всесожжение, а другого в жертву за грех, и очистит ее священник, и
она будет чиста» (Лев.12:7-8, 12:2-4).

А о посвящении Богу первенцев мужеского пола в законе так говорится: «Освяти Мне
каждого первенца (мужеского полу) перворожденного, разверзающого ложесна»
(Исх.13:2)[1]. И в другой раз: «Отдавай Мне первенца из сынов твоих» (Исх.22:29). Это
требовалось за то великое благодеяние Божие в Египте, когда Господь, избивая
Египетских первенцев, пощадил Израильских (Исх.11:5-7). Посему израильтяне
приносили своих перворожденных младенцев в храм, посвящая их Богу, как должную
дань, установленную законом. И опять выкупали их у Бога себе установленною ценою,
которая называлась «выкупным серебром», и отдавалась служащим при храме Господнем
левитам, как о сем написано в четвертой книге Моисея (Чис.3:49-51). Установленная же
цена выкупа состояла из пяти священных сиклей церковного веса, а каждый священный
сикль имел в себе двадцать пенязей[2]. Исполняя сей закон Господень, Матерь Божия
ныне пришла в храм с Законодателем. Пришла очиститься, хотя и не требовала очищения,
как нескверная, неблазная, нетленная, пречистая. Ибо Та, Которая зачала без мужа и
похоти, и родила без болезни и нарушения Своей девической чистоты, не имела скверны,
свойственной женам, родящим по естественному закону: ибо родившую Источник
чистоты, как могла коснуться нечистота? Христос родился от Нее, как плод от древа; и
как древо, по рождении своего плода, не повреждается и не оскверняется, так и Дева, по
рождении Христа, плода благословенного, осталась неповрежденною и неоскверненною.
Христос произошел от Нее, как луч солнечный проходит сквозь стекло или кристалл.
Проходящий сквозь стекло или кристалл солнечный луч не разбивает и не портит его, но
еще более освещает. Не повредил девства Матери Своей и Солнце Правды – Христос. И
дверь естественного рождения, чистотою запечатленную и девством охраняемую, не
осквернил обычными для женщин кровотечениями, но, пройдя сверхъестественно, еще
более усугубил ее чистоту, освятив ее своим происхождением, и просветив Божественным
светом благодати. Совершенно не нужно было никакого очищения для Родившей без
истления Бога-Слова. Но дабы не нарушить закон, а исполнить его, пришла очиститься
всесовершенно чистая и не имущая никакого порока. Вместе с сим исполненная смирения,
Она не гордилась Своею нетленною чистотою, но пришла, как бы нечистая, встать вместе
с нечистыми женами пред дверьми храма Господня, – и требовать очищения, не гнушаясь
нечистыми и грешными. Принесла и жертву, но не как богатые, приносившие
непорочного однолетнего агнца, а как бедные, приносившие двух горлиц, или двух

птенцов голубиных, во всём проявляя смирение и любовь к нищете, и избегая гордыни
богатых. Ибо из золота, принесенного волхвами (Мф.2:11), Она взяла немного, и то
раздала нищим и убогим, удержав для Себя только самое необходимое на дорогу в
Египет. Купив упомянутых двух птиц, Она принесла их, по закону, для жертвы, а вместе с
ними принесла и Своего первородного Младенца. «Принесли Его в Иерусалим, чтобы
представить пред Господа» (Лк.2:22) – говорит Евангелист Лука, т. е. возвратить Божие
Богу, ибо в законе Господнем написано, что всякий младенец мужеского пола,
разверзающий ложесна, должен быть посвящен Господу (Исх.13:2). Держа на руках Своих
Новорожденного, Святая Дева Мария преклонила колена пред Господом и с глубоким
благоговением, как драгоценный дар, возносила и предавала Младенца Богу, говоря:

– Се, Сын Твой, Превечный Отче, Которого Ты послал воплотиться от меня для спасения
рода человеческого! Ты Его родил прежде веков без Матери, а я по Твоему благоволению,
по исполнении лет, родила Его без мужа; вот плод чрева моего перворожденный, Духом
Святым во мне зачатый, и неизреченно, как Ты Один ведаешь, от меня происшедший: Он
Первенец мой, ранее же всего Твой, Тебе соприсносущный и собезначальный, первенец
Тебе Одному подобающий, ибо Он есть от Тебя сошедший, не отступив от Твоего
Божества. Приими Первенца, с Которым Ты веки сотворил (Евр.1:2), и с Которым вместе
свету возсиять повелел: приими воплотившееся от меня Твое Слово, Которым Ты
утвердил небо, основал землю, собрал в соединение воды: приими от меня Твоего Сына,
Которого приношу Тебе на сие великое, да о Нем и о Мне устроишь так, как Тебе угодно,
и да искупишь род человеческий Его плотию и кровию, принятою от Меня.

Произнеся сии слова, Она отдала Свое драгоценное Чадо в руки архиерею, как
наместнику Божию, как бы отдавая Его Самому Богу. После сего Она выкупила Его, как
требовал закон, установленною ценою, – пятью священными сиклями, число которых как
бы предзнаменовало пять священных язв на теле Христа, принятых Им на кресте,
которыми весь мир был искуплен от клятвы законной и от работы вражией[3].

В то самое время, когда Матерь Божия принесла младенца Иисуса для исполнения над
Ним предписанного законом обычая, в храм пришел, руководимый Духом Святым, старец
Симеон, человек праведный и благочестивый, ожидавший утехи Израилевой, имевшей
наступить с пришествием Мессии[4]. Он знал, что ожидаемый Мессия уже приближается,
ибо скипетр перешёл от Иуды к Ироду, и исполнялось пророчество праотца патриарха
Иакова, предрекшего, что не оскудеет князь от Иуды, пока не приидет ожидание народов,
Христос Господь (Быт.49:10). Точно также окончились и Данииловы седмины числом
семьдесят, после чего, по пророчеству, должно быть пришествие Мессии. Вместе с тем и
самому святому Симеону Духом Святым было обещано не видеть смерти, прежде чем он
не увидит Христа Господня. Симеон, посмотрев на Пречистую Деву и на Младенца,
бывшего на Ее руках, увидел благодать Божию, окружающую Матерь с Младенцем, и,
уведав от Святого Духа, что Сей есть ожидаемый Мессия, поспешно подошёл и, приняв
Его с неизреченною радостию и благоговейным страхом, воздавал Богу великое
благодарение. Он, убеленный сединами, как лебедь перед своею кончиною, воспел
пророческую песнь: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с
миром».

«Не имел я, – как бы так говорил он, – мира в мыслях своих, все дни ожидая Тебя, и все
дни пребывал в печали, пока Ты приидешь: ныне же, увидев Тебя, я получил Дар, и,
освободившись от печали, отхожу отсюда с радостною вестью к моим отцам: возвещу о
Твоем пришествии в мир праотцу Адаму и Аврааму, Моисею и Давиду, Исаии и прочим
святым отцам и пророкам, неизреченную радость принесу я им, пребывающим доселе в
печали; к ним и отпусти меня, дабы, оставив печаль, они возвеселились о Тебе –
Избавителе своем. Отпусти меня раба Твоего, после многолетних трудов, успокоиться на
лоне Авраамовом: очи мои уже видели Спасение Твое, уготованное для всех людей, очи
мои видели Свет, уготованный для рассеяния тьмы, для просвещения народов, для
откровения им неведомых Божественных Таин, – Свет, воссиявший для прославления
людей Твоих Израиля, Который Ты обещал чрез пророка Исаию, сказав: «Дам Сиону
спасение, Израилю славу Мою» (Ис.46:2).

Иосиф и Пречистая Дева, слыша всё сказанное Симеоном о Младенце, удивлялись;
притом они видели, что Симеон говорит к Младенцу, не как к младенцу, но как к
«Ветхому днями»[5], и молясь обращается к Нему не как к человеку, а как к Богу,
имеющему власть жизни и смерти и могущему тотчас отпустить старца к иной жизни, или
удержать в настоящей. Симеон обратился с благословением и к ним, восхваляя и величая
пренепорочную Матерь, родившую в мир Бога и человека, и ублажая мнимого отца
святого Иосифа, сподобившегося быть служителем такому таинству. Потом, обратившись
к Марии, Матери Его, а не к Иосифу – ибо он прозревал в Ней очами своими безмужную
Матерь, – Симеон произнес:

– Сей послужит на падение и возстание многим во Израиле: на падение тем, которые не
пожелают веровать словам Его, на возстание же тем, которые с любовью примут святую
проповедь Его, – на падение книжникам и фарисеям, ослеплённым злобою, на возстание
простым рыбарям и людям немудрым. Он изберет не мудрых, мудрых же века сего
посрамит, – на падение ветхозаветного иудейского соборища, и на возстание благодатной
Церкви Божией. Сей послужит знаменем для пререканий[6], ибо великий раздор
произойдет в людях из-за Него: одни назовут Его благим, другие же скажут, что он
обманывает людей; и положат Его, – по слову пророка Иеремии, «как бы целью для
стрел» (Плч.3:12); повесив на крестном древе, уязвив как стрелами, гвоздями и копьем. В
то время, безмужная Матерь, – продолжал старец, – душу Твою пройдет оружие печали и
сердечной боли, когда увидишь пригвожденным ко кресту Сына Своего, когда Ты с
великою болью в сердце и рыданиями будешь провожать из мира сего Того, Кого в мир
Ты родила без болезни.

Здесь же в храме была и Анна пророчица, дочь Фануилова, из колена Ассирова. Она была
вдова, уже сильно состаревшаяся, – ей было восемьдесят четыре года; – она семь лет
только прожила со своим мужем и, овдовев, проводила Богоугодную жизнь, не отходя от
храма, но в посте и молитве служа Богу день и ночь. Придя в тот час в храм, Анна много
пророчествовала о принесенном в храм Господень Младенце, ко всем ожидавшим
избавления в Иерусалиме[7]. Слыша и видя всё сие, книжники и фарисеи распалялись в
сердцах своих, и негодовали на Симеона и Анну за их свидетельства об Отроке. Они не
умолчали, но обо всём случившемся и сказанном в храме известили Ирода царя[8]. Тотчас
он послал воинов с приказанием отыскать Божественного Младенца Христа-Господа и
убить Его; но они не нашли уже Его: по повелению, данному Иосифу во сне, Он обретался
в Египте. Святой Иосиф с Пречистою Богородицею, исполнив в храме всё требуемое

законом, не возвращались в Вифлеем, а пошли в Галилею, в свой город Назарет[9], а
оттуда быстро скрылись в Египет (Мф.2:13-14). Отрок же возрастал, и укреплялся духом,
исполняясь премудрости, и благодать Божия пребывала на Нем (Мф.2:40).

Празднование Сретения Господня установлено в царствование Юстиниана[10], ранее же,
хотя Сретение Господне и воспоминалось в Церкви[11], но торжественно не
праздновалось. Благочестивый же царь Юстиниан установил праздновать сей праздник,
как Господский и Богородичный, наряду с другими великими праздниками. Побуждением
к установлению сего праздника были особенные обстоятельства. В царствование
Юстиниана в Византии и окрестностях ея, в течение трех месяцев, начиная с последних
чисел октября месяца, был сильный мор, так что сначала умирало по пяти тысяч человек в
день, а потом по десяти тысяч; тела даже богатых и высокопоставленных людей
оставались без погребения, ибо слуги и рабы все вымерли и не кому было погребать самих
господ. А в Антиохии[12] к моровой язве, за грехи людей, присоединилась и другая казнь
Божия – страшное землетрясение, от которого попадали все большие дома и высокия
здания и храмы, и погибло много народа под их стенами; в числе погибших был
Евфрасий[13], епископ Антиохийский, задавленный до смерти при падении храма. В это
страшное и погибельное время одному благочестивому человеку было откровение, чтобы
установлено было торжественное празднование Сретению Господню, как и прочим
Господским и Богородичным великим праздникам. И вот, при наступлении дня Сретения
Господня, февраля второго числа, когда начали праздновать со всенощным бдением и
исхождением с крестами[14], смертоносная язва, мор и землетрясение тотчас
прекратились, по милосердию Божию и по молитвам Пречистой Богородицы. Ей с
родившимся от Нее Христом Богом да будет честь, слава, поклонение и благодарение во
веки. Аминь.