Праздник Крещения Господня Богоявления.

19.01.2020

«Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, Слава Тебе!»

           19 января 2020 года в хаме святителя Стефана Пермского в Южном
Бутове были совершены Богослужения в честь двунадесятого Праздника
Крещения Господня Богоявления.

          Богослужения возглавил настоятель храма протоиерей Владимир Ковтуненко. Ему сослужил клирик храма иерей Димитрий Самсонов.

          Праздничные Богослужения сопровождались песнопениями, которые исполнил хор под руководством регента Алексей Ратникова.

          Настоятель храма протоиерей Владимир Ковтуненко обратился к прихожанам с проповедью, в которой обратил внимание прихожан на том, что Бог есть Правда, и Правда Бога есть Любовь. Нам, христианам, нужно
стяжать любовь ко всем, кто нас окружает, тогда Свет Божий действительно будет знаменоваться на нас. Батюшка поздравил всех прихожан с Праздником и пожелал всем крепости телесных и душевных сил.

          По окончании Божественной Литургии был отслужен Чин великого освящения воды.

          Духовенство храма и прихожане исполнили тропарь и кондак Праздника.

          Богоявлением называется праздник потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица (Мф. 3, 13 – 17; Мк. 1, 9 – 11; Лк. 3, 21 – 22). Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от  святого
Предтечи Господня Иоанна , и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником  Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить седящих во тьме и сени смертней (Мф. 4, 16) и спасти по благодати падший человеческий род.
          В древней Церкви был обычай крестить оглашенных в навечерие Богоявления, так как Крещение и является духовным просвещением людей. Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам.
О нем упоминается в Апостольских постановлениях. От II века сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня и совершаемом пред этим праздником ночном бдении.
В III веке на праздник Богоявления известны беседы при Богослужении  святого мученика Ипполита  и  святого Григория Чудотворца . В последующие столетия – с IV по IX век – все великие отцы Церкви –

          Григорий Богослов ,  Иоанн Златоуст ,  Амвросий Медиоланский ,  Иоанн Дамаскин  проводили особые беседы о празднике Богоявления. Преподобные Иосиф Студит, Феофан и Византий написали много песнопений на этот праздник, которые поются и сейчас за Богослужением.  Преподобный Иоанн
Дамаскин  говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы, водами погребсти человеческий грех исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы и, наконец, освятить водное
естество и подать нам образ и пример Крещения.

          Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу
Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27).

О Крещенской воде

          Вода, освященная 18 и 19 января, именуется крещенской, богоявленской или великой агиасмой (святыней), и обладает особенными благодатными свойствами освящать материальные предметы и врачевать духовные и физические недуги. К ней христиане имеют великое благоговение. Хранят ее обычно в святом углу возле икон, в чистой, специально отведенной для этой цели закрытой посуде. Когда он заканчивается, можно добавить в нее чистой воды, которая не разбавляет святую воду, а, напротив, сама также принимает освящение, подобно тому как загорается подложенное в огонь горючее вещество. У православных верующих существует благочестивый обычай ежегодно, набрав крещенской воды, окроплять ею свои жилища. Таким образом мы испрашиваем Божия благословения дому, помощи в благочестивой и богоугодной жизни и духовно очищаем жилище от воздействий бесовских сил – врагов нашего спасения. Всякого рода гадания в «крещенский вечерок» – грех, осквернение святого дня.

Благодатные свойства святой воды

          Во время великого водоосвящения молятся о том, чтобы вода сия освятилась силой и действием, и наитием Святаго Духа. О том, чтобы она была даром освящения, избавления от грехов, исцеления души и тела, чтобы получила она благословение Иорданово, отгоняла всякие наветы видимых и невидимых врагов. Чтобы она приводила в жизнь вечную и мы, через вкушение сей воды и явление Духа Святаго, сподобились освящения. Каждый верующий имеет дома крещенскую святую воду. На протяжении года и более она не портится, свежа, чиста и приятна, и это – чудо благодати Божией, в котором может убедиться каждый. Крещенская святая вода обладает большой целительной силой, но действие ее зависит от веры человека. Святую воду употребляют в небольшом количестве утром, с молитвой «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» для освящения души и тела. В случае болезни можно принимать крещенскую воду по мере необходимости (при сильном действии какой-либо страсти, а также в болезни и скорби)

Тропарь Праздника, глас 1.

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися
поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя
Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение.
Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Кондак Праздника, глас 4.

Явился еси днесь вселенней,/ и свет Твой, Господи, знаменася на
нас,/ в разуме поющих Тя:/ пришел еси и явился еси,// Свет Неприступный.

Величание

Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ нас ради ныне плотию

крестившагося/ от Иоанна// в водах Иорданских.