Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

20.01.2019

           19 января 2019 года в праздник Святого Богоявления – Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в храме свт. Стефана Пермского настоятель храма протоиерей Владимир Ковтуненко совершил Божественную литургию свт/ Иоанна Златоуста и чин великого освящения воды.

           Его Преподобию сослужил клирик храма иерей Димитрий Самсонов.

           Богослужебные песнопения исполнил хор храма – регент Алексей Ратников.

           По заамвонной молитве при пении тропарей «Глас Господень на водах» священнослужители вышли на середину храма, где настоятель храма совершил великий чин освящения воды.

           По окончании Богослужения настоятель храма свт. Стефана Пермского. Протоиерей Владимир Ковтуненко поздравил всех прихожан с Великим Праздником? Пожелал всем милости Божией и крепости душевных и телесных сил.

Тропарь праздника

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, / Тройческое явися поклонение: / Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе,/ возлюбленнаго Тя Сына именуя, / и Дух

в виде голубине / извествоваше словесе утверждение. / Явлейся, Христе Боже, / и мир просвещей, слава Тебе .

Кондак праздника

Явился еси днесь вселенней, / и свет Твой, Господи, знаменася на нас,/ в разуме поющих Тя: / пришел еси и явился еси, / Свет Неприступный.

Величание

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / нас ради ныне плотию крестившагося / от Иоанна / в водах Иорданских.

         Празднование Крещения Господня совершается 19 (6 по старому стилю) января.

В Крещенский сочельник (день накануне праздника Богоявления) принято строго поститься в знак покаяния в грехах. Сочельником этот день назван ради обычая вкушать в вечернее время (после появления первой звезды) постное блюдо – сочиво, приготовляемое из пшеницы и мёда.

         Чин великого освящения воды получил свое начало в Иерусалимской Церкви, где в день праздника все выходили на реку Иордан для освящения воды в воспоминание Крещения Спасителя. На Руси этот обряд совпадает с приходом морозов, оттого имеет свою особенность: освящение воды в реках и водоемах совершается в специально сде- ланных прорубях, именуемых иорданью.

           Суеверием является убеждение, будто само по себе (без покаяния и Исповеди) погружение человека в иордань (прорубь) дарует ему отпущение всех грехов.

Языческий обычай гадать в Крещенский сочельник (равно как и гадание вообще) Церковь относит к тяжким грехам против Бога.

Значение праздника

         Крещение, или Богоявление – праздник, установленный в воспоминание Крещения Иисуса Христа пророком Иоанном Предтечей в водах реки Иордан.

         Богоявлением этот праздник именуется потому, что при Крещении Спасителя людям открылась великая тайна Святой Троицы: Бог Отец возвестил с Небес о Сыне, Бог Сын крестился в священной реке Иордан, а Дух Святой сошел с Небес на Христа в виде голубя, о чем свидетельствуют все евангелисты (Мф. 3:13- 17; Мк. 1: 9-11; Лк. 3: 21-22; Ин. 1: 33-34).

         С этого момента начинается открытое служение Господа Иисуса Христа делу спасения человеческого рода, о чём вспоминает Церковь во время праздника Крещения Господня. Креститель Господень Иоанн принял от Бога повеление крестить, то есть погружать в воду, иудейский народ в знак покаяния. Христос принял Крещение не потому, что имел нужду в покаянии или очищении. Погружаясь в воду вместе с грешными людьми, Он выразил желание взять на Себя их грехи и даровать им спасение.          

           В воспоминание этого события Церковь ежегодно совершает великое освящение воды. Оно совершается дважды: накануне праздника Богоявления и в сам день праздника после Божественной литургии.

           Существует ошибочное мнение, будто бы освящаемая в эти дни вода различна: та – богоявленская иорданская, а эта – крещенская. На самом деле освящение воды в обоих случаях совершается одним и тем же чином, поэтому различать благодатность освящаемой в Крещенский сочельник и сам праздник Богоявления воды не следует.

Крещенская вода называется агиасмой, что в переводе с греческого языка означает святыня. Благочестивые люди бережно сохраняют ее в течение всего года, пьют ее и окропляют жилища.

 О празднике Богоявления с любовью и рассуждением

           Каждый праздник Русской Православной Церкви находит свое отражение не только в отечественной истории, но и в народной культуре. Чем древнее история народа, тем более запутанными и вычурными получаются сочетания народного и церковного начал. Особенно много своеобразных национальных красок русский народ привнес в празднование Рождества Христова и Богоявления. Церковные историки и отечественные фольклористы подробным образом изучают традиции, связанные с этими всеми нами любимыми церковными праздниками. 

           Мне показалось крайне важным и интересным рассказать о празднике Богоявления не только с точки зрения церковно-исторической, но и в ключе народного его восприятия, во-первых, чтобы узреть красоту глубинно-народного нашего духа, а во-вторых, чтобы отделить в сознании верующих суеверия древних предков от подлинного учения Церкви и церковной традиции.

           Испокон веков праздновали на Руси христианский праздник Богоявления в память того дня, когда тридцатилетнего Иисуса на берегах реки Иордан крестил Иоанн Предтеча. В этот день миру было явление Пресвятой Троицы, Божества Спасителя, торжественно в этот день вступившего в Свое служение миру.

         Накануне во всех церквях православной Руси совершали Царские часы, Литургию Василия Великого и всенощное бдение. Особенностью этого праздника были два великих водоосвящения: первое происходило накануне праздника в храме и совершалось часто для Крещения оглашенных (освященную воду приносили домой и окропляли ею жилые здания, людей, хлева, домашних животных, разные принадлежности хозяйственные, погреба и др.), а второе – в сам праздник под открытым небом на реках, прудах и даже в колодцах. Второе великое водоосвящение являлось подражанием традиции иерусалимских христиан, в день Богоявления выходивших на реку Иордан и вспоминавших Крещение Спасителя. Крещенскую воду русские люди благоговейно хранили целый год и пили натощак с молитвой или когда одолевала хворь. Также поступаем и мы сейчас.

                 Насколько велико было значение этого праздника на Руси, видно из слов одного чужеземца, который писал, что число народа, собиравшегося в день Богоявления на Москву-реку, простиралось до 400 тысяч человек. До нас дошел рассказ шведского посланника Густава Корба о том, как освящали воду в Москве на реке Неглинной 6 января 1699 года. Тогда в обряде принял участие сам император Петр I.

             «Праздник Богоявления Господня ознаменован был благословением реки Неглинной. Процессия двигалась к реке в следующем порядке. Открывал шествие полк генерала де Гордона… Гордонов полк сменил другой, называемый Преображенским и обращавший на себя внимание новой зеленой одеждой. Место капитана занимал царь, внушавший высоким ростом почтение к своему Величеству. …На твердом льду реки была построена ограда (theatrum, иордань). Пятьсот духовных особ, иподьяконы, дьяконы, священники, архимандриты (abbates), епископы и архиепископы, облаченные в одеяния, подобающие их сану и должности и богато украшенные золотом, серебром, жемчугом и драгоценными камнями, придавали религиозной церемонии величественный вид. Перед замечательным золотым крестом двенадцать клириков несли фонарь, в котором горели три свечи. Невероятное количество людей толпилось со всех сторон, улицы были полны, крыши были заняты людьми; зрители стояли и на городских стенах, тесно прижавшись друг к другу. Как только духовенство наполнило обширное пространство ограды, началась священная церемония, зажжено было множество свеч и, прежде всего, воспоследовало призывание благодати Божией. После достодолжного призыва милости Божией митрополит стал ходить с каждением кругом всей ограды, освящал иордань троекратным погружением горящей свечи и обычным благословением. Для конечного завершения праздничного торжества производили залп из орудий всех полков».

             Отечественный историк Андрей Иванович Степанов подтверждает описание шведского путешественника о церемонии крещенских торжеств петровской Руси. В свою очередь, он рассказывает, что в XVI–XVII вв. русские цари являлись на этот праздник в полном блеске своего сана: они были облачены «в одеянии из дорогой материи, с богатыми украшениями из драгоценных камней и жемчуга, в царском венце, блиставшем алмазами, изумрудами, яхонтами, с богатою “диадемою” на плечах и с золотой цепью, на которой находился крест с частицами Животворящего Креста и Ризы Господней; в руках у них был золотой жезл, украшенный драгоценными камнями; башмаки царя были унизаны жемчугом». Со всей России съезжались в этот день в Москву, чтобы принять участие в торжественном водосвятном обряде, который совершался Патриархом на Москве-реке. В 4-м часу дня начиналась служба в Успенском соборе Кремля, потом под звон колоколов Ивана Великого выдвигался

масштабнейший общенародный крестный ход, который открывал отряд стрельцов численностью в 600 человек и больше; они были одеты в «цветное лучшее платье, с золочеными пищалями и винтовками, ложи были украшены перламутровыми раковинами, другие – с золочеными копьями и наконец третьи – с нарядными золочеными протазанами (род алебарды); древки их были обтянуты желтым или червчатым атласом с золотым галуном и украшены шелковыми кистями».

         За стрельцами шло многочисленное московское  духовенство, венчавшееся самим Патриархом. Затем выступало величественное шествие государя; оно открывалось нижними чинами по три человека в ряд: «сначала те, которые одеты были в бархатные кафтаны, затем – в золотных кафтанах и богатых шубах». За царем шла особая процессия – это был поддерживаемый под руки двумя стольниками постельничий, который нес «царскую стряпню» (кафтан, зипун, шапку, шубу, посох и т.д.) – всё, во что потом царя облачали на иордани. Затем шествовали трое стряпчих –они несли царское полотенце, стул и подножье. «Для сбережения государева шествия от утеснения нижних чинов людей» рядом с царем шли стрелецкие полковники в парадных кафтанах. И вот, разместившись на заранее приготовленных мостках, устеленных красными коврами и сукнами, начинался наконец и сам обряд водосвятия. После совершения «действа по чину» при пении тропаря Патриарху поочередно подносили государственные знамена, которые тот благоговейно окроплял, потом окроплял чудотворные иконы и мощи. Наполнив водою из иордани «государеву стопу», Патриарх сам испивал из нее трижды, а после передавал царю. По окончании торжества царь уезжал в санях восвояси, а у Патриарха созывался праздничный пир. Водосвятие в присутствии войск сохранилось в России вплоть до ХХ века и совершалось везде, где находились военные части.

               Прекрасным обычаем, связанным с Рождеством и Богоявлением, был обряд славления, который сохранился вплоть до наших дней. В канун праздника не только простые люди приобщались к этой замечательной традиции, но и сам Патриарх со своим духовенством приходил в царские палаты славить Христа и поздравлять государя. Петр Великий, например, тоже любил следовать этому обряду и ходил славить Христа к своим боярам. В расходной книге Чудова монастыря на 1645 год записано, что «в праздник много роздано денег славильщикам, придворным певчим и крестьянским девкам». А в XVII веке к обряду славления прибавился уже также хорошо нам известный обряд ношения вертепа.

           Однако наряду с каноническими и признанными Церковью обрядами к празднику Крещения очень долго примешивались стародавние языческие суеверия. После освящения иордани многие, например, окунались и даже плавали в ледяной воде. Они считали, что таким образом смываются их грехи. О русских купаниях на Богоявление можно прочитать у многих иностранных писателей, путешествовавших по древней Руси XVI–XVIII вв. Барон Герберштейн свидетельствовал, что на Крещение в Москве многие русские купались в иорданской проруби, среди «моржующих в лютый мороз» он видел как бедняков, людей безнадежно больных, так и представителей из высших сословий. Но даже сегодня мало кто знает, что любимая всеми традиция веселых крещенских купаний является всего лишь народным суеверием. Церковь же учит, что грехи смываются только покаянием и исключительно через таинство Исповеди. 

           Приходские священники ставят в этом случае перед паствой единственный вопрос: «Братия и сестры моржи, а любите ли вы Христа?» – и разъясняют, что традиция крещенских купаний совершенно необязательна для исполнения. «Главное – это благоговейное отношение к святыне – крещенской воде. То есть если мы всё же решились на купание, то должны делать это разумно (учитывая состояние здоровья) и благоговейно – с молитвой. И, конечно, не заменяя купанием присутствие на праздничном богослужении в храме». 

           Связь церковной жизни с древними языческими традициями оказалась до того крепкой, что даже в наше время, словно не давая себе отчета в том, что мы порой делаем, многие православные способны на большие чудачества.

           Как-то церковный историк и публицист протоиерей Георгий Митрофанов рассказал об одном трагикомичном случае, которому он стал свидетелем на своем приходе в один из крещенских Сочельников. «Когда я был начинающим священником, – вспоминал батюшка, – я случайно услышал разговор двух прихожанок храма, которые сравнивали чудесные свойства Богоявленской и крещенской воды. По мнению прихожанок, они были различны, и крещенская вода была более “ядреной”. В частности, было очень полезно, доведя ее до температуры кипения, но не кипятя, опустить туда больной орган». Отец Георгий сетовал, что сегодня, когда за нашими плечами десятилетия миссионерства, просвещения и катехизации, подобные явления должны стремительно исчезать, но воз и ныне там. Его возмущало превращение великого христианского праздника «в очередное развлекательное представление, наполненное элементами давно уже изжившего себя фольклора, которое лишь дезориентирует духовно».

           А ведь действительно, и по сей день, кроме благочестивых традиций, привольно бытуют и различные суеверия, связанные с праздником Крещения Господня, когда, в особенности люди, далекие от православия, отмечают церковные праздники согласно их личным причудливым представлениям о чем-то, более напоминающим языческие обряды и доходящим порой до откровенного кощунства. Как, например, купание в иордани с распитием спиртных напитков, но самое ужасное – это отношение к крещенской воде как языческому оберегу.

           Или возьмем, к примеру, привычные всем рождественские и крещенские колядки. В словаре «Русский образ жизни» читаем: Коляда – от «коло», божество солнце-младенец, в древнерусской языческой мифологии воплощение смены годового цикла, зимнего солнцеворота, по древним поверьям совпадало с разгулом нечистых духов и злых ведьм. Не даром в XVII в. архимандрит Киево-Печерский Иннокентий (Гизель) гневно писал, что «неции памяти беса Коляды и доселе не устают обновляти, собирающиеся на богомерзкие игрища и Коляду, ветхую прелесть диавольскую, много повторяюще, ко Христу присовокупляют».   

Некоторые верили, что накануне Богоявления, в самую полночь, волнуется вода в ознаменование того, что в это время крестился Иисус Христос; люди ходили наблюдать это чудное явление с кувшинами, старались захватить в них воды в самую минуту этого чудесного колыхания и благоговейно хранили, считая ее совершенно неспособною к порче и особенно целебною для разных недугов. Верите, но о подобном предании на полном серьезе мне пару лет назад рассказывали набожные тетушки в одном из женских монастырей, не буду говорить каком, но факт остается фактом. Или опять же в монастыре, правда уже в другом, учили, как от хвори избавляться: надо было умыться крещенской водой над конфоркой, а потом, прочитав заклинание по типу «уходи беда, хворь и маята», включить конфорку и сжечь болезнь.

На Крещенский сочельник крестьяне гадали. В глухих селениях совершали изгнание нечистой силы, олицетворением которой были «крещенские» морозы. А еще верили, что в Богоявленскую ночь отверзается небо и пресветлый рай, в котором обитает солнце, открывает свои сокровища. Считалось, что в эти часы Бог может лучше услышать молитвы верующих… Примеров множество, а главное, они живут и поныне. Помнится, к нам приходили православные христославы, но прежде славления высыпали горсть зерна на пол, объясняя, что «это на достаток в доме».

               А ведь сколько уже времени прошло! Еще в древнем церковном «Стоглаве» замечалось, что подобная путаница происходила более от «неразумия простая чад православных христиан во градех и селех творят еллинское бесование, различные игры и плясание… в навечерии Богоявления Господня и тем Господа Бога прогневают».

             В XVII веке царь Алексей Михайлович писал в государевой грамоте о крещенских пирах-игрищах: «…да в Москве же чинится бесчинство: многие люди поют бесовския сквернословныя песни… да на Рождество Христово и до Богоявленьева дня собираются на игрища сборища бесовския… игрецы-скоморохи с домбрами и с дудами, и с медведями ходят, и дару Божию хлебу поругаются. И мы указали о том учинить на Москве и в городех, и в уездех наказ крепкий, чтобы ныне и впредь никаких людей по улицам в навечере праздников Калед и Плуг и Усеней не кликали и песней бесовских не пели…».

           С той поры минули столетия, из памяти народной стерлись многие понятия, связанные с языческим миром. Но, ставшие мертвым звуком, эти отголоски по-прежнему слышатся в песнях и чудачествах любящего веселье и волшебство русского народа. Когда же богатое фольклорное наследие языческой Руси займет наконец  свою особую и, конечно же, по достоинству оцененную нишу? Пусть, бережно и любовно хранимое, оно рассказывает нам о национальном характере наших далеких предков: широте русской души, пытливости ума, житейской смекалке и богатом творческом начале. Но будем в меру своего национального и духовного возраста мудры и рассудительны, ибо пора уже взрослеть: не для того ли в русский мир пришел Христос, чтобы, узрев немеркнущее Солнце Правды, мы навсегда исторгли из сердца суеверия и пережитки былого-минувшего, оставив их как драгоценный, но мертвый артефакт в далеком царстве русской старины?

           Будем же свято чтить благочестивые традиции Русской Православной Церкви, согласно которым Богоявление, по словам апостола Павла, есть «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3, 16), а тогда и благодать, ниспосланная нам в приобщении к святыне в эти дни, послужит духовному возрастанию и укреплению веры в Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.

Мария Мономенова

 

Источник публикации статьи: интернет-журнал «Прихожанин»

http//prihozhanin.msdm. ru