Благовещение Пресвятой Богородицы
В храме святителя Стефана Пермского в Южном Бутове в канун Праздника Благовещения Пресвятой Богородицы было отслужено Всенощное Бдение, а в самый день Праздника была совершена Божественная Литургия.
Богослужения возглавил настоятель храма протоиерей Владимир Ковтуненко. Ему сослужил клирик храма иерей Димитрий Самсонов.
Богослужебные песнопения исполнил хор храма под руководством регента А.Ратникова.
По окончании Литургии духовенство храма и многочисленные прихожане исполнили величание Празднику, а затем, по сложившейся народной традиции, протоиерей Владимир Ковтуненко и иерей Димитрий Самсонов, учащиеся и преподаватели Воскресной школы выпустили в небо белоснежных голубей.
Белый голубь с древних времён олицетворяет мир и добрые известия. Кроме того, голубь является символом благодатного действия Святого Духа, а его белоснежные крылья — одновременно символом чистоты самой Девы Марии. По традиции Церковь посвящает этих птиц Богородице.
Праздник Благовещение Пресвятой Богородицы – один из великих православных праздников, является двунадесятым непереходящим. Отмечается 7 апреля (25 марта по с. ст.) в память о событии, когда Архангел Гавриил возвестил Деву Марию о том, что Она обрела величайшую благодать у Бога — быть Материю Сына Божия.
События праздника
До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем, по закону, должна была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу — остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство. Живя в доме своего обручника, Пречистая Дева не изменила прежнего образа жизни, какой Она имела во Святом Святых. Ни в чем ином Она не упражнялась, как только в молитве, в чтении божественных книг и в обычном женском рукоделье. Дом Иосифа был для Нее как бы молитвенным храмом, из коего Она никуда не выходила, но всегда пребывала в нем в уединении, посте и молчании, беседуя только с Своими домашними, т.е. с детьми Иосифа.
Спустя четыре месяца по обручении, Ангел явился Марии, когда Она читала Священное Писание и, войдя к Ней, сказал: «Радуйся, Благодатная! (то есть исполненная благодати Божией — даров Святого Духа) Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1:28). Далее евангельская история повествует о том, что Мария смутилась и стала размышлять, что значит это приветствие. Ангел продолжал: «не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1:30-33).
Пречистая Дева верила словам ангела, но Ей неизвестно только было: как это сбудется, каким образом Дева, не познавшая мужа, может родить? Потому Она и спросила ангела: «Как будет сие?» И тогда Архангел открыл Ей истину, которую он принес от Всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Постигнув волю Божию и всецело предавая Себя ей, Пресвятая Дева отвечала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Этим подчеркивается не только святость Богородицы, которая единственная из всех дев удостоилась такой чести, но и то, что принятие во чреве произошло по свободной воле.
Двери души Марии были раскрыты воле Божией и замыслу о Ней, а через Нее – о всех нас. Действием благодати Божией в лоне Марии началось развитие новой человеческой жизни, Которая спасет все человечество.
Это действительно чудесное событие! Божественное Слово стало Сыном, родившись без Отца, и Мария стала Матерью без мужа. Дева, став Матерью, не потеряла славы девства. Как в Христе соединились две природы – Божественная и человеческая, так и в Марии соединились девичья чистота и материнское чревоношение.
И чудо здесь состоит не только в Девстве Марии, но и в том, что Сам Бог отождествил Себя с этим ребенком и со всем, что произойдет в Его жизни.
Значение праздника
Вся история рода человеческого, начиная от грехопадения, когда первым людям в раю было обещано Богом, что некогда семя Жены сотрет главу змия, устремлена к этому событию. И лучшие из сынов и дочерей человеческих устремлялись к этому дню и к этому часу, пока на древе человеческом, на избранной ветви его не расцвело это чудо, это цветение райское — Пресвятая Дева Мария.
Если в грехопадении женщина первою положила бездну между человеком и Богом, впадая в искушение, то в Благовещении Дева становится мостом над этой пропастью, побеждая все искушения.
Святые отцы отмечают, что в Благовещении мы видим предельное и окончательное уважение Бога к свободе человека, а также высшую степень смирения, послушания и доверия человека к Богу. Господь смиренно просит согласия отроковицы, а Мария, не сомневаясь, соглашается стать Матерью.
Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви – крестной, ласковой, спасающей – и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. С этого человеческого смирения и послушания стал созидаться новый мир, началась история нашего спасения.
Молитва ко Пресвятой Богородице
Молитва основана на приветствии Архангела Гавриила Деве Марии в момент Благовещения. Она практически полностью заимствована из Библии, а именно из 1-й главы Евангелия, автором которого является апостол Лука, стих 28.
«Богородице Дево, радуйся, благодатная Мария, Господь с Тобою, Благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».