Богоявление, или Крещение Господне

Празднование Крещения Господня совершается 19 (6 по старому стилю) января.
В Крещенский сочельник (день накануне праздника Богоявления) принято строго поститься в знак покаяния в грехах. Сочельником этот день назван ради обычая вкушать в вечернее время (после появления первой звезды) постное блюдо – сочиво, приготовляемое из пшеницы и мёда.
Чин великого освящения воды получил свое начало в Иерусалимской Церкви, где в день праздника все выходили на реку Иордан для освящения воды в воспоминание Крещения Спасителя.
На Руси этот обряд совпадает с приходом морозов, оттого имеет свою особенность: освящение воды в реках и водоемах совершается в специально сделанных прорубях, именуемых Иорданью.
Суеверием является убеждение, будто само по себе (без покаяния и Исповеди) погружение человека в иордань (прорубь) дарует ему отпущение всех грехов. Языческий обычай гадать в Крещенский сочельник (равно как и гадание вообще) Церковь от носит к тяжким грехам против Бога.

Крещение, или Богоявление – праздник, установленный в воспоминание Крещения Иисуса Христа пророком Иоанном Предтечей в водах реки Иордан.
Богоявлением этот праздник именуется потому, что при Крещении Спасителя людям открылась великая тайна Святой Троицы: Бог Отец возвестил с Небес о Сыне, Бог Сын крестился в священной реке Иордан, а Дух Святой сошел с Небес на Христа в виде голубя, о чем свидетельствуют все евангелисты (Мф. 3:13- 17; Мк. 1: 9-11; Лк. 3: 21-22; Ин. 1: 33-34).
С этого момента начинается открытое служение Господа Иисуса Христа делу спасения человеческого рода, о чём вспоминает Церковь во время праздника Крещения Господня. Креститель Господень Иоанн принял от Бога повеление крестить, то есть погружать в воду, иудейский народ в знак покаяния.
Христос принял Крещение не потому, что имел нужду в покаянии или очищении. Погружаясь в воду вместе с грешными людьми, Он выразил желание взять на Себя их грехи и даровать им спасение.
В воспоминание этого события Церковь ежегодно совершает великое освящение воды. Оно совершается дважды: накануне праздника Богоявления и в сам день праздника после Божественной Литургии.


Существует ошибочное мнение, будто бы освящаемая в эти дни вода различна: та – богоявленская иорданская, а эта – крещенская. На самом деле освящение воды в обоих случаях совершается одним и тем же чином, поэтому различать благодатность освящаемой в Крещенский сочельник и сам праздник Богоявления воды не следует.


Крещенская вода называется Агиасмой, что в переводе с греческого языка означает святыня. Благочестивые люди бережно сохраняют ее в течение всего года, пьют ее и окропляют жилища.

Из Послания к Титу святого апостола Павла (2:11-14):

11 Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков,
12 научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке,
13 ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа,
14 Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.

Из Евангелия от Матфея (3:13-17)

13 Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. 14 Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне. 15 Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. 16 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. 17 И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

Тропарь, глас 1

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, / Тройческое явися поклонение: / Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе,/ возлюбленнаго Тя Сына именуя, / и Дух в виде голубине / извествоваше словесе утверждение. / Явлейся, Христе Боже, / и мир просвещей, слава Тебе.

Кондак, глас 4

Явился еси днесь вселенней, / и свет Твой, Господи, знаменася на нас,/ в разуме поющих Тя: / пришел еси и явился еси, / Свет Неприступный. Величание Величаем Тя, / Живодавче Христе, / нас ради ныне плотию крестившагося / от Иоанна / в водах Иорданских.

Документальный фильм “Крещение” (студия “Неофит”)