Исповедь

Таинство Исповеди.

Что делать тому, кого мучает совесть? Как быть, когда томится душа?
Православная Церковь отвечает: принести покаяние.
Покаяние — это обличение своего греха, это решимость не повторять его в дальнейшем.
Исповедь (покаяние) — одно из семи христианских Таинств, в котором кающийся, исповедующий свои грехи перед священником, при видимом прощении грехов (чтением разрешительной молитвы), невидимо разрешается от них Самим Господом Иисусом Христом. Таинство это установлено Спасителем, сказавшим Своим ученикам: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите (развяжете) на земле, то будет разрешено на небе» (Евангелие от Матфея, гл. 18, стих 18). И в другом месте: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Евангелие от Иоанна, гл. 20, стихи 22–23). Апостолы же передали власть «вязать и разрешать» своим преемникам — епископам, которые в свою очередь при совершении таинства рукоположения (священства) передают эту власть священникам.

«Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит тебе вся прегрешения твоя, и я, недостойный иерей, властью Его, мне данною, прощаю и разрешаю тебя от всех грехов твоих», — свидетельствует батюшка.

Святые отцы называют покаяние вторым крещением: если при крещении человек очищается от власти первородного греха, переданного ему при рождении от наших прародителей Адама и Евы, то покаяние омывает его от скверны собственных грехов, совершенных им уже после Таинства Крещения.

Для того, чтобы Таинство Покаяния совершилось, со стороны кающегося необходимы осознание своей греховности, искреннее сердечное раскаяние в своих грехах, желание оставить грех и не повторять его впредь, вера в Иисуса Христа и надежда на Его милосердие, вера в то, что таинство Исповеди имеет силу очистить и смыть по молитве священника чистосердечно исповеданные грехи.

На исповеди не надо оправдываться, жаловаться на обстоятельства жизни, маскировать грехи расплывчатыми фразами наподобие «грешен против шестой заповеди», вести разговоры на посторонние темы. Нужно не стыдясь (стыдно грешить, а не каяться!) рассказать все, в чем обличает совесть и Евангелие. Ни в коем случае нельзя ничего скрывать: грех можно утаить от священника, но не от Всеведущего Бога.
Апостол Иоанн говорит: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1-е Послание Иоанна, гл. 1, стих 8). В то же время от многих приходится слышать: «Я не убиваю, не ворую, не прелюбодействую, так в чем же мне каяться?» Но если мы внимательно познакомимся с Божиими заповедями, то обнаружим, что грешим мы против многих из них. Условно все прегрешения, совершаемые человеком, можно разделить на три группы: грехи против Бога, грехи против ближних и грехи против самого себя.

 Грехи против Бога

• Неисполнение заповедей Божиих.
• Неблагодарность Богу.
• Неверие. Сомнение в вере. Оправдание своего неверия атеистическим воспитанием.
• Вероотступничество, малодушное молчание, когда хулят веру Христову, неношение нательного креста, посещение различных сект.
• Упоминание имени Божия всуе (когда имя Бога упоминают не в молитве, и не в благочестивом разговоре о Нем).
• Клятва именем Господа.
• Гордыня (несмирение духа, самоволие, самомнение, высокоумие и т. п.)
• Тщеславие (приписывание дарованных Господом добродетелей и талантов себе, а не Богу, и самоудовлетворение в этом).
• Ворожба, лечение у бабушек-шепотуний, обращение к экстрасенсам, чтение книг по черной, белой и прочим магиям, чтение и распространение оккультной литературы и различных лжеучений.
• Суеверия: вера в различные приметы, якобы влияющие на жизнь.
• Мысли о самоубийстве.
• Игра в карты и прочие азартные игры.
• Невыполнение утреннего и вечернего молитвенного правила.
• Непосещение храма Божьего в воскресные и праздничные дни.
• Несоблюдение постов в среду и пятницу, нарушение других постов, установленных Церковью.
• Неусердное (некаждодневное) чтение Священного Писания, душеполезной литературы.
• Нарушение обетов, данных Богу.
• Отчаяние в трудных ситуациях и неверие в Промысел Божий, опасение старости, нищеты, болезни.
• Ропот на Бога, неприятие дарованного Господом жизненного креста во спасение нашей души.
• Ложный стыд исповедания себя христианином (стыд ношения нательного креста, молитвы перед трапезой и после нее и т. п.)
• Рассеянность на молитве, мысли о житейском во время богослужения.
• Осуждение Церкви и ее служителей.
• Пристрастие к различным земным вещам и удовольствиям.
• Продолжение греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие, т. е. чрезмерное упование на всепрощение Бога.
• Пустая трата времени на просмотр телепередач, на чтение развлекательных книг в ущерб времени для молитвы, чтения Евангелия и духовной литературы.
• Утаивание грехов на исповеди и недостойное причащение Святых Таин.
• Самонадеяние, человеконадеяние, т. е. излишняя надежда на собственные силы и на чью-то помощь, без упования на то, что все в руках Божиих.

 Грехи против ближних

• Воспитание детей вне христианской веры.
• Вспыльчивость, гнев, раздражительность.
• Высокомерие.
• Злорадство.
• Излишнее любопытство.
• Лжесвидетельство.
• Месть.
• Насмешливость.
• Скупость.
• Невозвращение долгов.
• Неуплата за труд заработанных денег.
• Неоказание помощи нуждающимся.
• Непочитание родителей, раздражение их старостью.
• Непочтение к старшим.
• Жестокость к животным или же страстная привязанность к ним.
• Неусердие в своей работе.
• Осуждение.
• Присвоение чужого — воровство.
• Ссоры с соседями и ближними.
• Убийство своего ребенка во чреве (аборт), склонение других к совершению убийства (аборта).
• Убийство словом — доведения человека клеветой или осуждением до болезненного состояния и даже до смерти.
• Употребление спиртного на поминках усопших вместо усиленной молитвы за них.

 Грехи против самого себя

• Многословие, пересуды, празднословие.
• Беспричинный смех.
• Сквернословие, чертыхание.
• Самолюбие.
• Ложное смирение.
• Делание добрых дел напоказ.
• Сребролюбие (любовь к деньгам, к подаркам, пристрастие к различным предметам, страсть к накопительству, желание обогатиться).
• Зависть.
• Ложь.
• Пьянство, курение, употребление наркотиков.
• Чревоугодие.
• Любодеяние — разжигание блудных помыслов, нечистые желания, блудные прикосновения, просмотр эротических фильмов и чтение подобных книг.
• Блуд — физическая близость лиц, не связанных узами брака.
• Прелюбодеяние — нарушение супружеской верности.
• Блуд противоестественный — физическая близость лиц одного пола, рукоблудие.
• Кровосмешение — физическая близость с близкими по родству или кумовству.

Хотя вышеперечисленные грехи условно разделены на три части, в конечном счете — это все грехи и против Бога (т. к. преступают Его заповеди и тем самым оскорбляют Его), и против ближних (т. к. не дают раскрыться истинным христианским отношениям и любви), и против себя (т. к. препятствуют спасительному устроению души).

Церковь относит к тяжелым, «смертным» грехам: убийства; аборты; побои; супружеские измены; блуд и плотские извращения; кражи; богохульства; кощунство; ненависть к ближнему, доходящую до проклятия в его адрес; колдовство и гадание; обращение за помощью к экстрасенсам, «целителям» и астрологам; пьянство; курение; наркоманию.
Но и менее тяжкие грехи вредят человеку, служат преградой на пути в Царство Небесное. «Безобидные» ложь или сквернословие могут отправить в ад!
Если, исповедуясь в чем-либо, мы твердо намерены повторять этот грех, — покаяние не имеет смысла. Нельзя приступать к таинству в состоянии ссоры или затяжной непримиренности с ближним, по слову Христа: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим» (Мф. 5, 24). Если этот человек уже умер, надо горячо помолиться о упокоении его души.
В некоторых случаях священник назначает кающемуся епитимию — своего рода духовное лекарство, направленное на искоренение порока. Это могут быть поклоны, чтение канонов или акафистов, усиленный пост, паломничество ко святому месту — в зависимости от сил и возможностей кающегося. Епитимию надлежит выполнять неукоснительно, и отменить ее может только тот священник, который ее наложил.
Реальностью наших дней стала так называемая «общая исповедь». Она заключается в том, что священник сам называет наиболее распространенные грехи, а потом прочитывает над кающимися разрешительную молитву. К такой форме исповеди допустимо прибегать только тем, кто не имеет на совести смертных грехов. Но и добропорядочным христианам необходимо время от времени проверять свою душу на подробной (индивидуальной) исповеди — по крайней мере, не реже одного раза в месяц.

 Как подготовиться к исповеди

Желающий принести перед Богом покаяние в содеянных грехах должен подготовиться к Таинству Исповеди. К исповеди нужно приготовиться заранее: желательно прочесть литературу, посвященную Таинствам Исповеди и Причащения, вспомнить все свои грехи, можно выписать их на отдельный листок, чтобы перед исповедью просмотреть его. Иногда листок с перечисленными грехами отдают на прочтение духовнику, но о грехах, которые особенно тяготят душу, нужно рассказать вслух. Не нужно рассказывать духовнику длинных историй, достаточно изложить сам грех. К примеру, если вы находитесь во вражде с родственниками или соседями, не нужно рассказывать, что стало причиной этой вражды — необходимо покаяться в самом грехе осуждения родных или соседей. Богу и духовнику важен не список грехов, а покаянное чувство исповедуемого, не детальные рассказы, а сокрушенное сердце.

Нужно помнить, что исповедь — это не только осознание собственных недостатков, но прежде всего — жажда очиститься от них.

Ни в коем случае недопустимо оправдание себя — это уже не покаяние! Старец Силуан Афонский так объясняет, что такое настоящее покаяние: «Вот знак прощения грехов: если ты возненавидел грех, то простил тебе Господь грехи твои».
Хорошо выработать привычку каждый вечер анализировать прошедший день и приносить ежедневное покаяние перед Богом, записывая серьезные прегрешения для будущей исповеди у духовника. Необходимо примириться с ближними и попросить прощение у всех, кого обидел. Подготавливаясь к исповеди, желательно в течение нескольких дней усилить свое вечернее молитвенное правило чтением Покаянного канона, который находится в православном молитвослове.
Чтобы исповедоваться, необходимо узнать, когда в храме происходит Таинство Исповеди. В тех храмах, где служба совершается каждый день, каждый день совершается и Таинство Исповеди. В тех же храмах, где нет ежедневной службы, нужно предварительно ознакомиться с Расписанием служб.

 Как подготовить к исповеди детей

Дети до семи лет (в Церкви их называют младенцами) приступают к Таинству Причащения без предварительной исповеди, но необходимо с самого раннего детства вырабатывать у детей чувство благоговения перед этим великим Таинством. Частое причащение без должной подготовки может выработать у детей нежелательное чувство обыденности происходящего. Младенцев желательно за 2–3 дня подготавливать к предстоящему Причастию: читать с ними Евангелие, жития святых, другие душеполезные книги, сократить, а лучше совсем исключить, просмотр телевизора (но делать это нужно очень тактично, не вызывая у ребенка отрицательных ассоциаций с подготовкой к Причастию), проследить за их молитвой утром и перед сном, побеседовать с ребенком о прошедших днях и подвести его к осознанию собственных проступков. Главное же, нужно помнить, что нет ничего более действенного для ребенка, чем личный пример родителей.
Начиная с семи лет, дети (отроки), как и взрослые, приступают к Таинству Причащения только после совершения Таинства Исповеди. Во многом грехи, перечисленные в предыдущих разделах, присущи и детям, но все-таки детская исповедь имеет свои особенности.

Чтобы настроить детей на искреннее покаяние можно дать им прочитать следующий список возможных прегрешений:
• Не залеживался ли в постели утром и не пропускал ли в связи с этим утреннее молитвенное правило?
• Не садился ли за стол, не помолившись, и не ложился ли спать без молитвы?
• Знаешь ли наизусть самые главные православные молитвы: «Отче наш», «Иисусову молитву», «Богородице Дево, радуйся», молитву ко своему Небесному покровителю, имя которого носишь?
• Каждое ли воскресенье ходил в церковь?
• Не увлекался ли различными забавами в церковные праздники вместо посещения храма Божия?
• Вел ли должным образом себя на церковной службе, не бегал ли по храму, не вел ли пустых разговоров со сверстниками, вводя их тем самым в соблазн?
• Не произносил ли без надобности имя Божие?
• Правильно ли совершаешь крестное знамение, не спешишь ли при этом, не искажаешь ли крестное знамение?
• Не отвлекался ли при молитве на посторонние мысли?
• Читаешь ли Евангелие, другие духовные книги?
• Носишь ли нательный крестик и не стесняешься ли его?
• Не используешь ли крестик в качестве украшения, что грешно?
• Не одеваешь ли различные амулеты, например, знаки зодиака?
• Не гадал ли, не ворожил?
• Не скрывал ли перед батюшкой на исповеди свои грехи из-за ложного стыда, а затем недостойно причащался?
• Не гордился ли перед самим собой и перед другими своими успехами, способностями?
• Спорил ли с кем-либо — только ради того, чтобы взять верх в споре?
• Не обманывал ли своих родителей из-за страха быть наказанным?
• Не ел ли в пост без разрешения родителей скоромного, например, мороженого?
• Слушался ли своих родителей, не спорил ли с ними, не требовал ли от них дорогостоящей покупки?
• Не наносил ли побоев кому-нибудь? Не подстрекал ли к этому других?
• Не обижал ли младших?
• Не мучил ли животных?
• Не сплетничал ли о ком, не ябедничал ли на кого?
• Не смеялся ли над людьми, имеющими какие-либо физические недостатки?
• Не пробовал ли курить, выпивать, нюхать клей или употреблять наркотики?
• Не сквернословил ли?
• Не играл ли в карты?
• Не занимался ли рукоблудием?
• Не присваивал ли себе чужого?
• Не имел ли привычки брать без спроса то, что тебе не принадлежит?
• Не ленился ли помогать родителям по дому?
• Не притворялся ли больным, чтобы увильнуть от своих обязанностей?
• Не завидовал ли другим?
Приведенный перечень — лишь общая схема возможных прегрешений. У каждого ребенка могут быть свои, индивидуальные переживания, связанные с конкретными случаями. Задача родителей — настроить ребенка на покаянные чувства перед Таинством Исповеди. Можно посоветовать ему вспомнить свои проступки, совершенные после последней исповеди, написать свои прегрешения на листке бумаги, но не следует это делать за него. Главное: ребенок должен понять, что Таинство Исповеди — это Таинство, очищающее от грехов душу при условии искреннего, чистосердечного покаяния и желания не повторять их более.
Ответственность за свои грехи человек несет с семилетнего возраста. Тот, кто крестился взрослым, не имеет нужды в покаянии за период жизни до Крещения, но лишь при условии, если они были перечислены священнику перед Крещением. Разрешительной молитвой тогда становится само Крещение, по словам Евангелия: «Покайтесь, и да крестится каждый во Имя Господне».

Желающие не только исповедоваться, но и причаститься должны достойно и в соответствии с требованиями Церкви приготовиться к Таинству Причащения. Называется такое приготовление говением.

Человек перед Богом. Исповедь, молитва и пост
Студия Неофит

 

Таинство Покаяния, Исповедь — Азбука Православия

 

Комментирование запрещено