Сретение Господне


История празднования.

С древнего времени праздник Сретения Господня отмечается 15 (2 – по старо-
му стилю) февраля, на 40 день после Рождества Христова.
В Иерусалимской Церкви праздник Сретения возник в IV веке, а на Западе становится известным с V в. Византийский император Юстиниан в 542 г. ввел общецерковное празднование Сретенья Господня с особой торжественностью: в этот день совершался крестный ход (особое шествие духовенства и мирян с несением Креста) с возжёнными свечами.
Чин благословения свечей, совершаемый в этот день, указывает, что вся жизнь христиан – это путь навстречу Богу, и Сам Бог помогает нам идти по этому пути, ниспосылая нам Своё просвещение и благодать.
Возжённая свеча – это образ христианина, принявшего через Церковь огонь и свет веры Христовой, и дарящего этот свет всем окружающим его людям.

Тропарь, глас А

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, /из Тебе бо возсия Солнце Правды –
Христос, Бог наш, / просвещаяй сущия во тьме. / Веселися и ты, старче праведный, / приемый во объятия Свободителя душ наших, / дарующаго нам воскресение.

Кондак, глас А

Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим / и руце Симеоне благословивый, /якоже подобаше, предварив, / и ныне спасл еси нас, Христе Боже, / но умири во бранех жительство / и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче.

Величание

Величаем Тя, / Живодавче Христе, /и чтим Пречистую Матерь Твою, /Еюже по закону ныне / принеслся еси в храм Господень.

Значение праздника

В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие земной жизни Господа Иисуса Христа (Лк. 2: 22-40). В сороковой день по рождении Богомладенец был принесен Богородицей и праведным Иосифом в Иерусалимский храм –центр религиозной жизни иудейского народа. По Закону Моисееву женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий по причине необходимости очищения после родов. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Будучи святой и родив Богомладенца, Матерь Божия не нуждалась в очищении, однако по глубокому смирению Она исполнила предписание Закона.

В храме Богомладенца Иисуса и Его Пречистую Матерь встретил (по-церковнославянски — сретил) праведный старец Симеон, много лет ожидавший этого события по обещанию Архангела, принял Богомладенца на руки и возвестил миру об увиденном им Младенце как о Спасителе. Поэтому праведный Симеон и получил наименование Богоприимец. С ним встречала Младенца Иисуса и святая старица и пророчица Анна.
Сретение Богомладенца Христа святым Симеоном ознаменовало встречу Ветхого и Нового Завета: Закона Божия, данного для соблюдения еврейскому народу, и нового, высшего Закона Божественной любви, принесенного всему миру Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом.
В Русской Православной Церкви праздник Сретения Господня отмечается также как День православной молодежи.

Из Послания к Евреям
святого апостола Павла (7:7-17)

7 Без всякого же прекословия меньший
благословляется большим.
8 И здесь десятины берут человеки смертные,
а там – имеющий о себе свидетельство, что
он живет.
9 И, так сказать, сам Левий, принимающий
десятины, в лице Авраама дал десятину:
10 ибо он был еще в чреслах отца,
когда Мелхиседек встретил его.
11 Итак, если бы совершенство достигалось
посредством левитского священства, –
ибо с ним сопряжен закон народа, –
то какая бы еще нужда была восставать
иному священнику по чину Мелхиседека,
а не по чину Аарона именоваться?
12 Потому что с переменою священства
необходимо быть перемене и закона.
13 Ибо Тот, о Котором говорится сие,
принадлежал к иному колену, из которого
никто не приступал к жертвеннику.
14 Ибо известно, что Господь наш воссиял
из колена Иудина, о котором Моисей
ничего не сказал относительно священства.
15 И это еще яснее видно из того, что по подо-
бию Мелхиседека восстает Священник иной,
16 Который таков не по закону заповеди
плотской, но по силе жизни непрестающей.
17 Ибо засвидетельствовано: «Ты священник»

Из Евангелия от Луки (2:22-40)

22 А когда исполнились дни очищения их по закону
Моисееву, принесли Его в Иерусалим,
чтобы представить пред Господа,
23 как предписано в законе Господнем, чтобы всякий
младенец мужеского пола, разверзающий ложесна,
был посвящен Господу,
24 и чтобы принести в жертву, по реченному в законе
Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.
25 Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон.
Он был муж праведный и благочестивый,
чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем.
26 Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит
смерти, доколе не увидит Христа Господня.
27 И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители
принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним
законный обряд,
28 он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:
29 Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко,
по слову Твоему, с миром,
30 ибо видели очи мои спасение Твое,
31 которое Ты уготовал пред лицом всех народов,
32 свет к просвещению язычников и славу народа Твоего
Израиля.
33 Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем.
34 И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери
Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в
Израиле и в предмет пререканий, –
35 и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются
помышления многих сердец.
36 Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова,
от колена Асирова, достигшая глубокой старости,
прожив с мужем от девства своего семь лет,
37 вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила
от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.
38 И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила
о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.
39 И когда они совершили все по закону Господню,
возвратились в Галилею, в город свой Назарет.
40 Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь
премудрости, и благодать Божия была на Нем.


Цикл православных фильмов «Праздники». «Сретение» (студия «Неофит»)

 

Комментирование запрещено